Рожденное в Ленинграде

(1941—1945 гг.)

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны напала на Советский Союз. Гитлеровские полчища вместе с армиями стран-сателлитов вторглись на территорию нашей Родины. Началась Великая Отечественная война. Над нашей страной нависла смертельная опасность.

Несмотря на героическое сопротивление советских войск, превосходящие силы врага продвигались на восток. На северо-западном направлении наступала группа армий «Север». По гитлеровскому плану «Барбаросса» ей ставилась задача, — наступая из Восточной Пруссии, в кратчайшие сроки овладеть Прибалтикой и захватить Ленинград.

Город Ленина сражался героически. Душой и организатором его обороны были Ленинградская партийная организация, Военный совет Северного, а затем Ленинградского фронта. В июле 1941
года наши войска мужественно отбивали атаки противника на дальних подступах к Ленинграду. Трудящиеся города неустанно ковали оружие для фронта.

Грозой для врага были новые советские танки КВ и Т-34. Они были созданы в 1939—1940 годах и поступили в серийное производство накануне Великой Отечественной войны. По своим тактико-техническим данным они намного превосходили танки, стоявшие до этого на вооружении Красной Армии. В новых танках стали устанавливаться радиостанции, что потребовало срочной подготовки большого количества стрелков-радистов.

14 июля 1941 года Военный совет Северного фронта принял постановление о формировании курсов стрелков-радистов при учебном центре Автобронетанкового управления в городе Ленинграде. Курсы создавались на базе Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина. Они предназначались для подготовки стрелков-радистов для танковых частей.

В это время в Ленинграде и области формировались дивизии народного ополчения, в которые добровольно записалась большая группа специалистов-радиотехников Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина. Опытные инженеры и техники были переведены на курсы стрелков-радистов и назначены на должности командиров и преподавателей.

Комплектование и пополнение курсантских подразделений осуществлялось из красноармейцев 12-го запасного танкового полка. Это были преданные Родине, любившие свою специальность молодые люди, стремившиеся как можно скорее попасть на фронт и сражаться с гитлеровскими захватчиками.

Начальником курсов стрелков-радистов был назначен кандидат технических наук военный инженер 2-го ранга Григорий Петрович Александров, находившийся в то время в составе добровольцев Выборгской дивизии народного ополчения. Высококвалифицированный специалист радиодела, хороший организатор, он умело развернул работу по формированию курсов, созданию учебно-материальной базы, обучению и воспитанию курсантов.

 

Начальник Ленинградских курсов стрелков-радистов военинженер 2-го ранга Г. П. Александров
 

Удостоверение, выданное Автобронетанковым управлением Северного фронта начальнику курсов Г. П. Александрову
 

По штату численность курсов составляла 300 человек переменного состава (срок обучения один месяц) и 25 человек постоянного состава. Но фронт требовал еще большего числа стрелков-радистов, поэтому в начале сентября 1941 года штат курсов был увеличен до 600 человек переменного состава. Они распределялись на 30 учебных групп по 20 человек в каждой. Группы сводились в два учебных потока. Пять учебных групп составляли учебный взвод, три учебных взвода — учебную роту.

Перед коллективом курсов встали серьезные и трудные задачи.
В условиях войны необходимо было в короткий срок скомплектовать командный и политический состав, подобрать преподавателей по всем дисциплинам, создать учебную и материальную базу,
организовать планомерную подготовку стрелков-радистов.

Для курсов отвели часть помещений Политехнического института. Над подготовкой аудиторий к занятиям трудились днем и ночью. Работали все: и отобранные на учебу курсанты, и преподаватели, и командиры подразделений. Они оборудовали классы, готовили к занятиям радиостанции, приборы, макеты, схемы. Во второй половине июля 1941 года курсы были подготовлены к занятиям.

Учеба проходила в исключительно трудных условиях города-фронта. Гитлеровские войска, прорвав лужскую оборонительную полосу, вплотную подошли к Ленинграду. В августе—сентябре
1941 года они предприняли штурм города. Войскам нужны были кадры радиоспециалистов, и личный состав, видя нависшую над Родиной опасность, не жалел сил для выполнения поставленной задачи — подготовки стрелков-радистов для танковых экипажей.
Несмотря на авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы, занятия на курсах не прерывались, продолжаясь по 12 часов в сутки. Когда объявлялась воздушная тревога, учеба проходила в бомбоубежище.

Основными дисциплинами на курсах были материальная часть и работа на радиостанции. С курсантами проводились также занятия по строевой, огневой и тактической подготовке. Обучая и воспитывая курсантов, преподаватели и сами совершенствовали свои знания и навыки. Практическую подготовку проходили на Кировском заводе, где производился ремонт танков.
Там же преподаватели принимали непосредственное участие в подборе и комплектовании экипажей для этих танков. Кроме того, для преподавателей был прочитан теоретический курс при Военно-электротехнической академии РККА имени С. М. Буденного.

Напряженная работа всего коллектива курсов дала свои положительные результаты. В конце августа 1941 года первый отряд стрелков-радистов ушел на фронт. Командование фронта объявило личному составу курсов благодарность за быструю и качественную подготовку кадров для Действующей армии.

Первые преподаватели курсов стрелков-радистов специалисты Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина (слева направо):
1-й ряд — П. А. Мельников, В. С. Равдоник, А. Д. Трофимович; 2-й ряд —С. П. Калинин, Г. И. Гренков, Г. И. Степанов, М. К. Престин
 
 

Но положение, на фронтах Великой Отечественной войны обострялось. Полчища фашистских танковых и мотомеханизированных войск продолжали продвигаться на восток. Для борьбы с
ними создавались новые танковые и механизированные соединения и части. Труженики тыла днем и ночью выпускали новые танки КВ и Т-34. Фронт требовал нового пополнения танковых экипажей и в том числе обученных стрелков-радистов.

Учитывая потребности танковых частей, Военный совет Ленинградского фронта принял решение увеличить штат курсов в два раза. Работа стала еще более напряженной: и не только из-за того, что расширились задачи, но и потому, что в конце августа противник подошел к самому Ленинграду, а с 8 сентября 1941 года блокировал город с суши. Усилились авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы. Однако занятия с курсантами не прерывались.

В условиях блокады резко сократились нормы снабжения продовольствием населения и войск. Для улучшения питания курсантов были организованы команды, которые убирали хлеб, добывали
картофель, капусту на полях вблизи линии фронта, нередко под пулеметным и минометным огнем.

Еще труднее стало, когда наступили холода. Дополнительный источник питания иссяк, так как поля замерзли. А нормы снабжения продолжали сокращаться. В ноябре 1941 года произошло
пятое с начала войны снижение выдачи хлеба. Продовольственные трудности усугублялись отсутствием топлива, электроэнергии. В этих невероятно тяжелых условиях курсанты, преподаватели, командиры и политработники, как и все советские люди, вносили свой вклад в защиту города Ленина, в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков. Кроме осуществления подготовки стрелков-радистов курсы принимали непосредственное участие в обороне города. Личный состав курсов вел борьбу с вражескими лазутчиками, ракетчиками, подававшими сигналы немецким пилотам при воздушных налетах, тушил зажигательные бомбы, участвовал в ликвидации последствий авиационных бомбардировок и артиллерийских обстрелов города.

В трудных условиях блокады особенно важное значение приобретала хорошо налаженная, целеустремленная партийно-политическая работа. Политаппарат курсов состоял из трех человек:
комиссара курсов и двух политруков рот. Командиры, политработники, преподаватели, партийные и комсомольские организации основное внимание уделяли воспитанию курсантов и постоянного
состава курсов в духе преданности Советской Родине, ненависти к немецко-фашистским захватчикам, способности переносить любые трудности в учебе и в бою. В свободное от учебы время коммунисты проводили беседы с беспартийными о революционных и боевых традициях Ленинграда, о положении на фронте, о необходимости укреплять бдительность и воинскую дисциплину.

К идейно-воспитательной работе привлекались не только коммунисты, но и беспартийные. Наиболее активными из них были Н. К. Билык, В. К. Жданов, М. В. Латманизов, Г. И. Степанов.
Вскоре они были приняты в ряды ВКП(б) и стали партийными активистами. Г. И. Степанов был избран парторгом низовой партийной организации управления курсов, В. К. Жданов и М. В. Латманизов — членами партийного бюро. В ноябре 1941 года парторганизация курсов насчитывала 9 членов ВКП(б) и 9 кандидатов, комсомольская организация — 55 человек. Благодаря большой и постоянной партийно-политической работе моральное и идейно-политическое состояние курсантов было высоким. Многие из них буквально рвались на фронт.

В конце ноября был произведен очередной выпуск, па фронт было отправлено несколько сот радиоспециалистов. Но войска нуждались в еще большем количестве радистов. Поэтому подготовка курсантов осуществлялась так, что на курсах имелась группа, которая по первому требованию командования была готова отправиться на фронт. Желающих досрочно уйти на передовую было много, поэтому преимущество отдавалось отличникам.

Отправка выпускников в Действующую армию проходила в торжественной обстановке и использовалась как важная форма воспитания у курсантов высоких патриотических чувств. Уезжая на фронт, выпускники обещали до последней капли крови защищать Родину, город Ленина, оправдать доверие командования и товарищей. Обещание это было выполнено.

Комиссия Главного управления бронетанковых и механизированных войск, обследовавшая состояние курсов, отметила, что коллектив преподавателей и командиров подразделений сплоченный, квалифицированный, учебно-материальная база достаточная. Но базирование курсов в блокированном Ленинграде создавало исключительно сложные условия для выполнения задачи подготовки радистов. Кроме того, возникли трудности с пополнением курсов переменным личным составом и с использованием подготовленных стрелков-радистов, необходимость которых на Ленинградском фронте сократилась. С учетом этого было принято решение о переводе курсов из Ленинграда в Москву.

В январе 1942 года курсы начали перебазирование. У всего личного состава было ощущение важности происходящего события. Конечно, тяжело было покидать город Ленина — город-фронт, который продолжал оставаться в кольце блокады и в защите которого повседневно участвовал личный состав курсов. Но курсанты, преподаватели и командиры понимали, что они направляются на защиту столицы, на подступах к которой шла решающая битва первого периода Великой Отечественной войны.

Перебазирование курсов из Ленинграда в Москву проходило в исключительно трудных условиях. Личный состав курсов, ослабевший от недостаточного питания, под вражеской бомбежкой, в суровые морозы перевозил по Ладожской трассе оборудование, документы, различное имущество. Это перебазирование, продолжавшееся 13 суток, — одна из героических страниц истории училища. Коллектив курсов вступал в новый этап деятельности по подготовке кадров радиоспециалистов.

 Далее -> Во фронтовой Москве