На заключительном этапе войны
Школа радиоспециалистов имела тесные взаимосвязи не только с фронтом, но и с партийными и советскими организациями Москвы. Фронт все дальше отходил на запад. Однако налеты вражеской авиации на столицу нашей Родины еще продолжались. По поручению Фрунзенского райкома партии воины школы участвовали в охране различных учреждений, в поддержании общественного порядка, привлекались к ликвидации последствий бомбардировок, к выполнению различных работ.
В одну из суровых военных ночей школа бронетанковых и механизированных войск была поднята по тревоге. Выстроившиеся курсанты увидели небо, освещенное зловещим заревом близкого
пожара и расчерченное разноцветными трассами снарядов и лучами прожекторов. Кругом стоял грохот от стрельбы зенитных орудий. Подразделения бегом направились в сторону охваченного огнем завода «Каучук». В едком дыму, в раскаленном воздухе, с большим риском для жизни личный состав около суток боролся с огнем. Благодаря самоотверженным действиям курсантов и офицеров пожар был потушен. Удалось спасти огромные материальные ценности.
Курсанты помогали населению строить бомбоубежища, рыть щели, брали шефство над детьми, потерявшими родителей. Детскому дому № 69 оказывалась постоянная помощь транспортом, мебелью, игрушками и художественной литературой. Для детей было собрано около 17 тысяч рублей. Комсомольцы проводили в детдоме беседы, игры, вечера художественной самодеятельности. Делалось все возможное, чтобы окружить детей погибших военнослужащих отеческой заботой и вниманием. Курсанты школы неоднократно привлекались к работам по уборке снега на улицах и железнодорожных путях, по разгрузке угля и дров. Однако, несмотря на привлечение курсантов на хозяйственные и другие работы, боевая и политическая подготовка в школе не прекращалась. Каждая минута учебного времени использовалась с наибольшей эффективностью. Усилиями командного и преподавательского состава школа продолжала выполнять свою главную задачу — своевременно и бесперебойно давать фронту подготовленные кадры связистов.
Большое влияние на качество боевой подготовки и уровень идейной закалки личного состава оказывали партийная и комсомольская организации. В тяжелые для Родины дни лучшие люди страны связывали свою жизнь с Коммунистической партией. С каждым месяцем поток заявлений о приеме в партию и комсомол возрастал. В силу того, что в школе курсанты обучались не более трех месяцев, рост партийной организации происходил главным образом за счет постоянного состава и курсантов с шестимесячным сроком обучения. Тем не менее, парторганизация школы росла и укреплялась. В 1942 году в партию было принято 20 человек, в 1943 году —55, а в 1944 году — уже 79 человек. Всего с 1942 по 1945 годы партийная организация школы радиоспециалистов бронетанковых и механизированных войск выросла на 190 человек. Если в 1942 году парторганизация школы состояла из 53 членов и кандидатов в члены ВКП(б), то в 1943 году она выросла до 192 и к началу 1945 года насчитывала 315 человек. Постоянно росла и комсомольская организация. В 1943 году на учете состояло 426 членов ВЛКСМ, а в 1944 году — уже 598.
В июле 1943 года в связи с директивой Главного политического управления Красной Армии об изменении структуры партийных и комсомольских организаций в школе было создано 4 первичных и 11 низовых партийных организаций, 4 первичных и 12 ротных комсомольских организаций. Работа партбюро, которое с 20 марта 1943 года возглавлял офицер П. С. Ефимов, была коренным образом изменена. Партбюро стало больше уделять внимание ротным парторганизациям, оказанию им конкретной помощи, обеспечению примерности коммунистов и комсомольцев в учебе и дисциплине. Все это способствовало активизации партийно-политической работы.
Политработники и другие коммунисты осуществляли целенаправленную и действенную идейно-воспитательную работу. Читались лекции и доклады для личного состава, проводились беседы на различные темы внутренней и международной жизни, в особенности о боевых действиях на фронтах. Коллективно прослушивались решения Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства, речи, выступления и приказы Верховного Главнокомандующего. Регулярно выпускались боевые листки, стенные, фото- и световые газеты, проводились совещания отличников учебы по обмену опытом работы и т. д. Для повышения идейного роста молодых коммунистов и кандидатов в члены ВКП (б) были организованы кружки политпросвещения.
Все коммунисты и руководители политических занятий были обеспечены газетами. В среднем на 7—8 человек выписывалась одна центральная газета. Всего в 1943 году личный состав школы получал более трехсот экземпляров центральных газет, из них — 75 экземпляров «Правды».
Повседневно занимаясь идейно-воспитательной работой, партийная организация школы исходила из указания В. И. Ленина о том, что в дни войны первейшей обязанностью коммуниста является: «...на каждом собрании, митинге и деловом совещании... прежде всего помнить и во что бы то ни было проводить лозунг: «все для войны».
Большое внимание уделялось работе по повышению бдительности. О том, как велась борьба за сохранение военной тайны, свидетельствует такой случай: помощник дежурного по школе пытался по телефону доложить сведения о результатах вечерней поверки; за этот факт попытки несоблюдения военной тайны нарушитель был строго наказан, а его поведение обсуждалось на комсомольских собраниях, политинформациях и совещаниях.
Несмотря на недостаток времени и насыщенность каждого учебного дня, большое внимание в школе отводилось культурно-просветительной работе. Была организована художественная самодеятельность в ротах и батальонах. Имелся духовой оркестр из 16 человек, работали офицерский клуб и библиотека. Регулярно проводились смотры и вечера армейской художественной самодеятельности. Организовывались экскурсии в Музей В. И. Ленина, в Московский художественный академический театр, в театр имени К. С. Станиславского, Центральный театр Красной Армии.
В школу приезжали концертные бригады артистов Мосэстрады, Большого театра, театра имени Е. Б. Вахтангова, шефы текстильного комбината «Красная роза», завода «Каучук». Проводились встречи с писателями, поэтами и артистами (А. Жаровым, Ю. Никулиным), художниками-карикатуристами (Н. Долгоруковым и Б. Ефимовым) и другими. Регулярно демонстрировались хроникальные и художественные фильмы. Творческие встречи воинов с работниками литературы и искусства имели важное значение в укреплении патриотических чувств.
Ярким свидетельством патриотизма курсантов школы были их рапорты с просьбой о досрочной отправке на фронт. Однако в Действующую армию досрочно отправлен мог быть только тот, кто был безукоризненно дисциплинирован и в совершенстве знал свою воинскую специальность. Это являлось большим стимулом в борьбе курсантов за отличную учебу. Каждый стремился достичь лучших результатов, чтобы заслужить честь быть направленным на фронт, быстрее бить ненавистного врага.
Думы и чаяния личного состава очень метко выразил на одном из митингов курсант Платонов. «Нам, — сказал он, — создали здесь прекрасные условия учебы и быта. И это мы должны отметить отличной учебой. Надо досрочно и отлично закончить школу, чтобы ехать на фронт и приблизить час нашей победы».
Учитывая потребность фронта в радиоспециалистах и настойчивые просьбы курсантов, успешно проходивших курс обучения, командование в феврале 1943 года выпустило из школы раньше срока 46 курсантов и направило в Действующую армию также двух офицеров постоянного состава — старшего лейтенанта Борисенко и лейтенанта Затокина. Повышению качества боевой и политической подготовки во многом способствовали фронтовики, прибывшие как на учебу, так и на должности командиров подразделений и преподавателей.
Среди них был комсомолец Герой Советского Союза ефрейтор А. Н. Первушин, которому за проявленные мужество, отвагу и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Выпускник Московской школы радиоспециалистов Герой
Советского Союза А. Н. Первушин
В наградном листе о его подвиге было записано так: «В наступательных боях от города Рыльска до западного берега реки Днепр ефрейтор Первушин А. Н. проявил себя Героем Великой Отечественной войны. В ожесточенном бою во время форсирования реки Сейм был выведен из строя расчет станкового пулемета, который сдерживал наседавших немцев на пехоту. Воспользовавшись молчанием пулемета, немцы предприняли контратаку превосходящими силами. Тов. Первушин под сильным огнем противника подполз к молчавшему пулемету и открыл по контратакующим немцам губительный огонь, уничтожив при этом до 50 вражеских солдат и офицеров, и отразил их контратаку.
Во всех последующих боях тов. Первушин был всегда впереди. Переправившись на западный берег Днепра, он первым ринулся вперед на траншеи противника, увлекая личный состав роты своим бесстрашием. В результате стремительности окопы врага были захвачены с большими для него потерями. В окопах оказалось 120 трупов немецких оккупантов. Выгодный рубеж был занят и положение наших подразделений улучшилось».
Александр Николаевич Первушин успешно окончил школу радиоспециалистов бронетанковых и механизированных войск Красной Армии, храбро воевал в боях за социалистическую Родину. В настоящее время Герой Советского Союза офицер запаса А. Н. Первушин проживает и работает в городе Алабино Московской области.
Курсанты успешно овладевали специальностью военного связиста, зрели и мужали духовно и физически. А потом па фронтах войны они показывали себя умелыми радиоспециалистами, мужественными, бесстрашными воинами. Например, курсант Мант прибыл в школу комсомольцем. В процессе учебы был избран в члены бюро ВЛКСМ, принят кандидатом в члены ВКП(б).
После окончания школы он отбыл на фронт и за короткое время вырос от младшего лейтенанта до капитана. За мужество, отвагу и боевое мастерство был награжден пятью правительственными наградами. С фронта поступил в военную академию.
Курсант Ибраев в школе вступил в партию. Закончил учебу с отличием и убыл на фронт. За проявленную храбрость при выполнении боевых заданий был награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды и медалью «За отвагу».За исключительную храбрость и смекалку, проявленные в боях с вражескими захватчиками, выпускник школы член ВКП(б) Малых был удостоен семью правительственными наградами и поощрен 15 благодарностями, в том числе от Верховного Главнокомандующего. Будучи в разведке, Малых захватил вражеский бронетранспортер и привел его в расположение своих войск, за что был награжден орденом Красной Звезды. Затем в тылу врага захватил в плен пять фашистов, из них одного офицера. За этот подвиг был удостоен ордена Отечественной войны I степени. За умелую организацию радиосвязи в боевых условиях Малыха наградили вторым орденом Красной Звезды.
Многие выпускники школы выросли от рядовых до офицеров. Член ВЛКСМ курсант Шелепов, избранный вначале секретарем ротной комсомольской организации, а затем комсоргом школы, на фронте был назначен на ответственную комсомольскую работу в одном из соединений Красной Армии. Сержант В. И. Силицкий, закончив школу, храбро сражался с врагом. Правительство наградило его двумя орденами Отечественной войны и двумя орденами Красной Звезды. После войны тов. Силицкий поступил снова в школу и окончил ее офицером. В 1953 году он стал слушателем Военной академии бронетанковых войск, успешно закончил ее и служит в Вооруженных Силах на ответственных должностях. Бывшие преподаватели и командиры школы радиоспециалистов Г. Н. Бараненко, Н. А. Зотов, С. П. Никипелов выросли до генералов Советской Армии. И таких примеров было немало.
Командиры и преподаватели гордились своими курсантами, и эта гордость была вполне обоснованной. Как писал в своем отзыве начальник управления связи Южного фронта, «в лучшую сторону подготовки радистов во всех отношениях выделяются радисты Горьковской и Московской Школ». За большие заслуги в деле подготовки кадров связистов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июня 1943 года начальник школы Г. П. Александров, заместитель начальника школы В. С. Равдоник, начальник цикла электротехники И. А. Мельников и ряд преподавателей были награждены орденом Красной Звезды. Месяц спустя в торжественной обстановке большой группе офицеров школы — участникам героической защиты Ленинграда и Сталинграда были вручены медали «За оборону Ленинграда» и «За оборону Сталинграда». Высокие награды Родины обязывали весь коллектив трудиться еще лучше, своевременно выполнять все задания командования. Проходившие в июле 1943 года в школе государственные экзамены на курсах подготовки среднего комсостава убедительно показали, что командный и преподавательский состав оправдывает делом высокое доверие партии и правительства. По заключению Государственной экзаменационной комиссии личный состав оказался подготовленным на «хорошо». Все окончившие школу были представлены к присвоению первичного офицерского звания.
14 июля 1943 года, в день второй годовщины школы, командующий бронетанковыми и механизированными войсками в приказе отметил: «Связисты-танкисты, получившие закалку в процессе обучения в школе, показали на фронте хорошую боевую выучку и многие из них отмечены правительственными наградами. Упорным трудом и проведением инициативы командование школы и личный состав добились высоких показателей в боевой и политической подготовке и создали прочную базу, обеспечившую подготовку для фронта полноценных радиоспециалистов всех категорий». За высокие показатели в подготовке кадров этим же приказом десяти командирам были досрочно присвоены очередные офицерские звания.
В канун 26-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в школе произошло радостное событие: 6 ноября 1943 года школе радиоспециалистов бронетанковых и механизированных войск было вручено Красное Знамя — символ воинской чести, славы, доблести и геройства.
Боевое знамя школы радиоспециалистов
От имени Президиума Верховного Совета СССР Красное Знамя вручил представитель Министерства обороны СССР член Военного совета бронетанковых и механизированных войск Красной Армии. Замер строй. Преклонив колено, начальник школы целует алое полотнище. В этот торжественный момент каждый, кто стоял в строю, был охвачен чувством беззаветной преданности своей любимой Родине, готовности защищать ее мужественно и умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни. Приняв Красное Знамя, Г. П. Александров заверил Центральный Комитет ВКП(б) и Советское правительство в том, что личный состав школы будет свято хранить и приумножать славные боевые традиции, будет и впредь давать фронту высококвалифицированные и идейно закаленные кадры связистов. И личный состав школы был верен слову. За 1943 год было подготовлено около тысячи радиоспециалистов сержантского состава, выпущено 92 офицера — начальника связи и радиотехника, прошло переподготовку 170 человек офицерского состава.
К концу 1943 года изменился состав экипажей наших танков: из него были исключены стрелки-радисты. На радиостанциях стали работать командиры танков. В связи с этим уменьшилась потребность и в стрелках-радистах. Однако из-за возросшего количества танков, танковых частей и соединений войскам потребовалось еще большее количество офицеров-связистов и радиомастеров. При этом новая обстановка потребовала от офицеров-связистов умения не только обеспечивать устойчивую и надежную связь в боевых условиях, но и готовить в сжатые сроки командиров танков работе на радиостанциях.
Важная роль в решении этих задач возлагалась на Московскую школу радиоспециалистов бронетанковых и механизированных войск Красной Армии. В соответствии с директивой Генерального штаба Красной Армии от 30 октября 1943 года школа была переведена на новые штаты. Первый батальон (командир майор А. П. Кучин, заместитель командира по политчасти капитан Г. М. Сахно, парторг лейтенант Б. И. Пушкарев), состоявший из 12 учебных групп, стал подготавливать офицеров—начальников связи и радиотехников; второй батальон (командир гвардии майор Я. Д. Троянов, заместитель командира по политчасти гвардии капитан Д. М. Демин, парторг младший лейтенант Быковский) и третий батальон (командир капитан С. В. Мордвинов, заместитель командира по политчасти старший лейтенант Г. Г. Хлуденеев, парторг младший лейтенант И. Д. Моисеев) подготавливали радиомастеров сержантского состава и радистов общевойсковых радиостанций. В это же время при школе были открыты курсы усовершенствования офицерского состава связи бронетанковых и механизированных войск. Начальником курсов был назначен подполковник В. Н. Малышев, через некоторое время его сменил подполковник И. И. Дуккель. В штат Московской школы радиоспециалистов входили также парк учебно-боевых машин, радиоремонтная мастерская по обеспечению действующих частей и соединений, цех передвижных мастерских, цех капитального ремонта и учебная мастерская. Для подготовки офицерского состава были образованы тактический, специальный и социально-экономический циклы.
В третьем периоде Великой Отечественной войны Красная Армия проводила стратегические наступательные операции с целью полного разгрома войск фашистской Германии и ее союзников, освобождения оккупированных территорий Советского Союза и стран Восточной и Юго-Восточной Европы от фашистских захватчиков.
Группа преподавателей, командиров и слушателей курсив усовершенствования офицерского состава связи
Занятия учебного взвода по огневой подготовке
Главной ударной силой в этом победоносном наступлении были танковые и механизированные войска. В 1944 году и первой половине 1945 года страна дала фронту 41,8 тысячи танков и самоходно-артиллерийских установок. Вследствие этого программа подготовки курсантов стала значительно шире. Увеличился и срок обучения офицеров. Учебный процесс был организован потоками. Через каждые 2—3 месяца выпускалась из школы группа офицеров и направлялась в Действующую армию. По новой программе будущие офицеры и слушатели курсов переподготовки занимались политической и огневой подготовкой, изучали тактику, радиодело, работу на средствах связи, службу связи, топографию, химическое и танковое дело и другие предметы.
Начальник цикла тактики майор И. В. Варварский
По политической подготовке занятия проводились преподавателями социально-экономического цикла. На лекциях и классно-групповых занятиях рассматривались в основном темы: «Германский фашизм — злейший и коварный враг Советского Союза», Война советского народа против немецко-фашистских захватчиков — справедливая Отечественная война», «Военно-политические итоги трех лет Великой Отечественной войны» и другие. Большую идейно-воспитательную работу проводили начальник цикла майор М. Я. Никаноров, старшие преподаватели майоры Я. А. Анненков и Галков. Политзанятия во втором и третьем батальонах вели политгрупповоды посредством рассказа и беседы.
Подготовка политгрупповодов осуществлялась следующим образом. Старший преподаватель СЭЦ проводил с ними инструктивное занятие по основным вопросам темы, давал план занятий, список литературы и перечень наглядных пособий. Затем групповоды подбирали литературу, фактический материал, писали конспект и продумывали порядок проведения занятия. По неясным вопросам они консультировались у преподавателей социально-экономического цикла. За два дня до занятия конспект утверждался представителем СЭЦ или замполитом батальона с предварительной беседой по теме. По специальной подготовке отрабатывались задачи организации связи в танковой роте, батальоне, полку и бригаде на марше, в наступательном и встречном боях, обязательно на тактическом фоне, с ведением всех документов по связи.
Подготовка по материальной части проводилась путем изучения работы отдельных узлов и элементов по схемам танковых радиостанций 9Р, 9РМ, 10Р, 12РТ, танковых переговорных устройств ТПУ-ЗВ и ТПУ-ЗФ и общевойсковых радиостанций РБ, 12РП, РСБ. На практических занятиях курсанты работали в радиосети из четырех радиостанций, более серьезное значение придавалось отработке правил радиообмена, проведению ночных дежурств. Все практические задания выполнялись непосредственно за радиста.
Кроме того, курсанты и слушатели учились приему и передаче на ключе, работали в радиосетях на учебно-боевых машинах, овладевали методикой обучения радистов и радиомастеров, приобретали навыки ремонта радиостанций.
В целях совершенствования учебного процесса преподавательский состав школы много внимания уделял учебно-методической и научной работе. В 1944 году группа преподавателей специального цикла подготовила учебное пособие «Служба связи» для экипажа танка. По заказу военного научно-исследовательского института связи группа преподавателей занималась научной работой по усовершенствованию средств связи. Благодаря общим усилиям командиров, преподавательского состава, политработников, партийных и комсомольских организаций качество проводимых занятий значительно улучшилось. Успеваемость среди курсантов первого батальона, например, составила 4,4 балла. Этому в немалой степени способствовал вызванный успехами Красной Армии высокий политический подъем, которым был охвачен личный состав школы. В 1944 году столица пашей Родины часто салютовала в честь доблестных побед советских войск.
Подготовка радиотелеграфистов к передаче на ключе
Наблюдая яркие вспышки салютов в небе, курсанты желали быстрее и лучше закончить учебу и принять участие в разгроме гитлеровской Германии. Офицерский состав в свою очередь гордился тем, что в победных салютах есть определенный вклад и их воспитанников — выпускников школы радиоспециалистов.
В 1944 году коллектив школы своими силами создал прочную учебно-материальную базу, которая была одной из лучших среди баз военных училищ Москвы. Это позволило командованию бронетанковых и механизированных войск еще шире развернуть на базе Московской школы радиоспециалистов переподготовку офицеров связи, проводить сборы помощников начальников училищ по технической части, начальников связи учебных полков и бригад, командиров учебных полков, демонстрировать радиоаппаратуру, которую использовали офицеры и генералы центральных управлений Красной Армии. Для них школа организовала в 1944 году две выставки отечественной и зарубежной радиоаппаратуры. В августе на очередной выставке были представлены 38 типов радиостанций, 4 типа танковых переговорных устройств, различная аппаратура по ремонту радиостанций. Выставку посетили личный состав школы, большая группа офицеров и генералов Главного управления вузов Вооруженных Сил и Наркомата обороны СССР.
В этом же году силами преподавателей был оборудован образцово-показательный класс для танковых училищ. В этом классе с целью повышения навыков работы на радиостанциях регулярно
проводились занятия с группой старших офицеров управления бронепоездов Красной Армии, осуществлялась подготовка радиотелеграфистов из числа вольнонаемного состава Управления формирования Красной Армии. По заданию командования школа укомплектовала своими связистами-специалистами одну из формировавшихся танковых частей. В целом за 1944 год школа подготовила для фронта 1260 младших радиоспециалистов, 112 начальников связи и радиотехников и переподготовила 80 офицеров танковых частей. Было отремонтировано 1540 радиостанций.
В своем приказе от 26 декабря 1944 года командующий бронетанковыми и механизированными войсками, подводя итоги работы училищ и школ вверенных ему войск за 1944 год, отметил Московскую школу радиоспециалистов «как достигшую лучших результатов в боевой подготовке за 1944 год среди пяти танковых училищ».
За достигнутые успехи и долголетнюю безупречную службу в Красной Армии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1944 года многие офицеры школы были награждены
орденами и медалями. Среди них подполковник С. Т. Агеев, гвардии майор Г. В. Прохоренко, инженер-майор Г. М. Абрамкин, майор М. Г. Чалахов, капитаны П. И. Власов, А. Д. Голобива,
А. П. Корсаков, С. В. Мордвинов, А. Ф. Нехайков, Н. А. Охотников, А. М. Пушкин, X. В. Тубеев, И. В. Хрустов, старшие лейтенанты 3. П. Батюков, А. Д. Богданов, лейтенант Н. А. Пешков и другие. Эта высокая оценка Советского правительства и командования Красной Армии вызвала прилив новой политической и трудовой активности командного состава, преподавателей и курсантов школы в деле повышения качества боевой и политической подготовки, организованности и дисциплины. В 1944 году коллектив школы понес тяжелую утрату: 4 июля скончался один из ее основателей начальник школы Г. П. Александров. Начальником школы был назначен инженер-подполковник Владимир Степанович Равдоник.
Начальник школы инженер-подполковник В. С. Равдоник
В феврале 1945 года в школе состоялась первая партийная конференция. Она проходила в обстановке высокого политического подъема, вызванного историческими победами Красной Армии.
Коммунисты подвели итоги работы партийной организации школы за время ее существования. Были отмечены достигнутые успехи, критиковались недостатки в работе. Партийная конференция поставила перед личным составом ряд задач, направленных на дальнейшее улучшение обучения и воспитания курсантов. Конференция заверила Военный совет бронетанковых и механизированных войск в том, что коммунисты школы и впредь будут отдавать все силы на укрепление Вооруженных Сил, на благо Родине.
30 июня 1945 года в школе организованно и на высоком идейно-политическом уровне прошла первая комсомольская конференция. 130 ее делегатов представляли 530 членов ВЛКСМ. Конференция подвела итоги отчетно-выборных собраний, отметила большое оживление в политико-воспитательной работе среди молодежи, в ее боевой подготовке, обратив особое внимание комсомольского актива на устранение имевшихся недостатков. Комсомольцы добились авангардной роли в учебе, средний балл успеваемости, например, среди комсомольцев второго батальона составил 4,32, третьего батальона— 4,25. Комсорги этих батальонов были награждены почетными грамотами ЦК ВЛКСМ.
Война подходила к победному концу. Наши войска громили врага в его собственном логове. В апреле 1945 года был произведен последний выпуск офицеров и сержантов — радистов военного времени. Работу школы по подготовке кадров в годы Великой Отечественной войны высоко оценило Советское правительство. В сентябре еще одна большая группа офицеров и сержантов школы
вновь была отмечена правительственными наградами. Среди награжденных орденом Отечественной войны I степени был начальник школы В. С. Равдоник, орденом Отечественной войны II степени — начальник политотдела Н. П. Маринычев и заместитель начальника школы И. А. Мельников. Высокие правительственные награды явились признанием Коммунистической партией и Советским правительством больших заслуг коллектива школы в деле защиты социалистической Родины.
Ветераны училища и в мирное время остались правофланговыми на трудовом фронте, успешно готовят кадры специалистов для народного хозяйства. Бывший начальник школы В. С. Равдоник стал профессором; старший преподаватель радиотехники П. Н. Горюнов — ныне доктор технических наук профессор; преподаватель радиотехники О. В. Щербачев — также доктор технических наук профессор заведующий кафедрой Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина; радиотехник радиомастерской В. А. Потехин вырос до доктора технических наук
профессора. Старший преподаватель радиодела В. К. Жданов является автором многих научных трудов, лауреатом Государственной премии. Бывшие преподаватели и воспитанники школы стали
талантливыми учеными и инженерами: Н. А. Аккерман — доктором технических наук профессором; М. Г. Александров — одним из авторов проекта и участников стройки века — Саяно-Шушенской
ГЭС. Крупными научными работниками, руководителями производства и Вооруженных Сил СССР стали и многие другие офицеры и выпускники Московской школы радиоспециалистов.
Группа офицеров, курсантов и солдат школы радиоспециалистов в Кремле после вручения правительственных наград
Коммунистическая партия с большим уважением относится к участникам войны, проявляет о них постоянную заботу. Л. И. Брежнев говорил на посвященном 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне торжественном собрании в Кремлевском дворце съездов: «Обращаясь ныне к ветеранам войны, хочется сказать: вы с честью выполнили свой долг перед страной, перед партией, перед историей. Родина-мать благодарит вас. Имена ваши навечно вписаны в летопись героических свершений советского народа».
Далее -> Начало мирной учебы